№ 883 (2017)

УДК 654.197-0127.541:316.773.3]:172
Парасковія Дворянин
кандидат наук із соціальних комунікацій,
доцент кафедри журналістики та засобів масової комунікації
Національного університету “Львівська політехніка”
e-mail:paraska@radiolux.com
ЦІННІСНІ ОРІЄНТИРИ РЕГІОНАЛЬНИХ
ТЕЛЕВІЗІЙНИХ НОВИН
© Дворянин Парасковія, 2007
Викладено результати наукового дослідження основних цінностей регіональних новин та їх впливу на формування в аудиторії здорових морально-психологічних якостей, соціогуманістичного світобачення, державницького мислення, національно-грома¬дянської гідності.
Ключові слова: новини; телебачення; цінності; стандарти; аудиторія; реципієнт; контент; кореспондент; випуск.
Парасковия Дворянин
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТЕЙ
Рассмотрен следующий аспект: концепция создания новостей на региональных телеканалах заключается в информировании обо всех сферах жизни, органично связанных с региональными, национальными и универсальными ценностями. В таких условиях содержание новостей будет способствовать формированию здоровых морально-психологических качеств, гуманистических воззрений, национального гражданского достоинства.
В основе регионального медиапроизводства, которое затрагивает интересы и потребности человека или украинского общества в целом, должна быть информация о региональных, национальных и универсальных ценностях в органическом единстве независимо от того, касается ли это социальных, политических, экономических, культурных вопросов, и т.п.
В результате анализа новостного контента можно выделить следующие соци¬альные и культурные ценности: абсолютные; национальные; гражданские; семейные; личные.
Таким образом, основные задачи регионального телевидения включают активное продвижение формирования украинской национальной гражданской идентичности, преодоление пессимизма в отношении возможности построения единого, независимого, правового, демократического государства, создание достойных условий жизни в результате собственной работы населения.
Ключевые слова: новости; телевидение; ценности; стандарты; аудитория; реципиент; контент; корреспондент; выпуск.
Paraskoviia Dvorianyn
VALUES OF REGIONAL TV NEWS
The following aspect is examined in this article: the concept of creating news on regional TV channels consists of informing about all spheres of life organically combined with regional, national and universal values. Under such conditions, content of news will promote the formation of healthy moral and psychological qualities, humanistic outlook, national civil dignity.
In the basis of the regional mediaproduction that affects interests and needs of a person or Ukrainian society as a whole, there should be information about regional, national and universal values in organic unity regardless of whether it concerns social, political, economics, cultural issues, etc.
As a result of analysis of the news content the following social and cultural values can be singled out: absolute; national; civil; family; personal.
Thus, the main tasks of regional television include active promotion of formation of Ukrainian national civil identity, overcoming pessimism in relation to the possibility of building a united, independent, legal, democratic state, creating the decent living conditions as a result of own work of the population.
Key words: news, TV, values, standards, audience, recipient, content, correspondent.

Література – 16.

УДК 070+654.1]:316.773.3-021.111
Wojciech Furman
Instytut Nauk o Polityce, Uniwersytet Rzeszowski,
wojciech.furman@ur.edu.pl
FAKE NEWS I POST-TRUTH:
DWA NOWE ZJAWISKA W DZIENNIKARSTWIE
CZY TYLKO DWA NOWE TERMINY?
 Фурман Войцех, 2017
Rok 2016 przyniósł dwie znaczące kampanie polityczne: referendum dotyczące członkostwa Wielkiej Brytanii w Unii Europejskiej oraz wybory prezydenckie w Stanach Zjednoczonych. Potoczny obraz obu tych kampanii oparty jest na stwierdzeniu licznych przypadków mijania się z prawdą przez zwycięzców. Znalazło to potwierdzenie w ogłoszeniu terminów fake news oraz post-truth słowami roku 2016. Słowa te były powszechnie używane przez polityków, dziennikarzy i wyborców. Celem artykułu było sprawdzenie, czy oba powyższe terminy rzeczywiście oznaczają nowe zjawiska w dziennikarstwie.
Słowa kluczowe: fake news, post-truth, dziennikarstwo.
Войцех Фурман
ФЕЙКОВІ НОВИНИ ТА ПОСТ-ПРАВДА: ДВА НОВІ ЯВИЩА
В ЖУРНАЛІСТИЦІ АБО ЛИШЕ ДВА НОВІ СЛОВА?
У 2016 р. відбулися дві значущі політичні кампанії: референдум щодо членства Великобританії в Європейському Союзі та президентські вибори у Сполучених Штатах. Поточне зображення обох кампаній базується на підтвердженні численних випадків розбіжності з правдою з боку переможців. Це було підтверджено оголошенням термінів “фейк-новин” та “пост-правда” словами року – 2016. Це широко використовували політики, журналісти та виборці. Мета статті полягала в тому, щоб перевірити, чи означають ці два терміни насправді нове явище в журналістиці.
Ключові слова: фейкові новини, пост-правда, журналістика.
Wojciech Furman
FAKE NEWS AND POST-TRUTH: TWO NEW PHENOMENA
IN JOURNALISM OR ONLY TWO NEW WORDS?
2016 was the year of two significant political campaigns, accompanying the referendum on membership of the United Kingdom in the European Union and presidential election in the USA. A popular image of these both campaigns consists of many cases of twisting the truth by the winning parties. It was confirmed by announcing the terms ’fake news’ and ’post-truth’ as Words of the Year 2016. Both words were and are widely used by politicians, journalists and voters. This article is an attempt to prove if these both new words actually mean new phenomena in journalism.
The article begins with listing six mutually correlated features of journalistic messages. They are: based on facts which could be verified, current, understandable, attractive, connected to the common good of the anticipated receivers, and to a certain level independent of political and economic powers. Besides, journalistic messages can be divided into news, assessments, interpretations and opinions.
Fake news is made-up stuff, masterfully manipulated to look like credible journalistic reports that are easily spread online to large audiences willing to believe the fictions and spread the word. Invented news is known for years, but thanks to the Internet it can be rapidly and widely disseminated.
Post-truth is an adjective relating to or denoting circumstances in which objective facts are less influential in shaping public opinion than appeals to emotion and personal belief. Especially assessments, interpretations and opinions cannot be justified only by facts. The same facts may provide a basis for diverse assessments, interpretations and opinions, though their level of reliability will be different. The receiver may verify the accuracy of reasoning and may compare these messages with his or her own knowledge and beliefs. As a result, the receiver can accept the offered assessments, interpretations and opinions, can accept them partially or reject.
New words do not necessarily denote new things or phenomena, but they give them new specific coloration. This is the case of two words mentioned in the title of this article. It is the receiver’s experience which helps him to decide that the journalistic message is or is not invented (fake news) or unimportant (post-truth).
Key words: fake news, post-truth, journalism.

Література – 15.

УДК З16.4.063:32.019.51]:324(438) “2015”
Aleksandra Synowiec
PhD., assistant professor, Silesian University of Technology, Gliwice, Poland
Department of Applied Social Sciences
aleksandra.synowiec@gmail.com
USING OF PROPAGANDA AND PERSUASIVE STATEMENTS
IN POLISH POLITICAL DISCOURSE

© Synowiec Aleksandra, 2017
The purpose of presented study is to discuss chosen theories, mechanisms and tools of social impact, understood as a process that allows influencing individuals and groups, in reference to Polish political discourse (). The issue of effectiveness of media content on the recipient, defined as achieving results expected by the sender (such as changes in behaviour, attitudes etc.) is still current and worth being analysed.
This paper is both theoretical and empirical. Theoretical background consists of the concept of social impact and origins of forming public opinion. The empirical contribution involves content analysis of set of examples from presidential and parliamentary elections 2015 in Poland. Describing which techniques classified and outlined by American Institute of Propaganda Analysis (1937) have been broadly used in contemporary Polish political discourse and in media content.
Referring to already classical examples of media impact, the accuracy of propaganda tools was discussed. Analyzing cases mentioned below, a conclusion is drawn, that techniques such as word games, false connections, special appeals, name calling, glittering generalities, work effectively in contemporary persuasive communication.
Key words: social impact, propaganda techniques, persuasive statements.
Олександра Сіновец
ВИКОРИСТАННЯ ПРОПАГАНДИ І ПЕРЕКОНЛИВИХ СУДЖЕНЬ
У ПОЛЬСЬКОМУ ПОЛІТИЧНОМУ ДИСКУРСІ
Метою цього дослідження є обговорення обраних теорій, механізмів і інструментів соціального впливу: процесу, який дозволяє впливати як на окремих людей, так і на соціальні групи, на прикладі польських виборчих кампаній 2015 року. Зберігає свою актуальність питання про ефективність впливу медіа-контенту на одержувача інформації, визначений як досягнення очікуваних результатів відправника (наприклад, зміни в поведінці, зміни у відносинах і т.д.).
Стаття є теоретичним та емпіричним дослідженням. Теоретичні основи складаються з концепції соціального впливу і витоків формування громадської думки. Основним джерелом для цього дослідження є класичний аналіз, який провів Джон Заллер "Природа і походження громадської думки" (1992). Емпіричний внесок містить контент-аналіз декількох прикладів комунікаційних технік, використаних під час президентських і парламентських виборів 2015 року в Польщі. Методи, які описав і класифікував американський Інститут аналізу пропаганди (1937), було широко використані в останніх польських виборчих кампаніях.
Повертаючись до вже класичних прикладів впливу засобів масової інформації, обговорюємо точність пропагандистських інструментів. Аналізуючи випадки, згадані нижче, робимо висновок, що такі методи, як: ігри в слова, хибні зв’язки, спеціальні заклики, образи, загальноприйняті звернення ефективно працюють незалежно від того, що сучасні люди і групи людей поліпшили свої компетенції в комунікації.
Ключові слова: соціальний вплив, техніки пропаганди, переконливі твердження.
Александра Синовец
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОПАГАНДЫ И УБЕДИТЕЛЬНЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ В ПОЛЬСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Целью представленного исследования является обсуждение выбранных теорий, механизмов и инструментов социального воздействия: процесса, который позволяет влиять как на отдельных людей, так и на социальные группы, на примере польских изби¬рательных кампаний 2015 года. Сохраняет свою актуальность вопрос об эффектив¬ности влияния медиа-контента на получателя информации, определённый как достижение ожидаемых результатов отправителя (например, изменения в поведении, изменения в отношениях и т.д.).
Статья является теоретическим и эмпирическим исследованием. Теоретические основы состоят из концепции социального воздействия и истоков формирования общественного мнения. Основным источником для этого исследования является классический анализ, проведенный Джоном Заллером в работе “Природа и происхождение общественного мнения” (1992). Эмпирический вклад включает в себя контент-анализ нескольких примеров коммуникационных техник, использованных во время президентс¬ких и парламентских выборов 2015 года в Польше. Методы, описанные и классифицированые американским Институтом анализа пропаганды (1937), были широко использованы в последних польских избирательных кампаниях.
Возвращаясь к уже классическим примерам воздействия средств массовой информации, обсуждается точность пропагандистских инструментов. Анализируя случаи, упомянутые ниже, делается вывод, что такие методы, как: игры в слова, лож¬ные связи, специальные призывы, оскорбления, общепринятые обращения эффективно работают независимо от того, что современные люди и группы людей улучшили свои компетенции в коммуникации.
Ключевые слова: социальное воздействие, техники пропаганды, убедительные утверждения.

Література – 11.

УДК 070+654.1]:159.955-021.431
Marta Wrońska
Prof. nadzw. dr hab.,
Katedra Pedagogiki Medialnej,
Uniwersytet Rzeszowski
mwronska@ur.edu.pl
“ZAMACH NA ROZUM” – RZETELNE DZIENNIKARSTWO
CZY NIEODPOWIEDZIALNA POGOŃ ZA SENSACJĄ?
© Вронська Марта, 2017
“Замах на розум” – якісна журналістика чи безвідповідальна гонитва за сенсацією
Сучасні мас-медіа є важливим джерелом інформації, засобом формування різноманітних поглядів, інтересів, а також створюють нову реальність, що зменшує довіру до ЗМІ, перетворює їх на засоби підглядання, викриття, гонитви за сенсацією, нівелюючи місію журналістики, яка має сприяти вдосконаленню суспільства.
Ключові слова: ЗМІ, журналістиська етика, сенсація, абсурд у ЗМІ, дослідження.
Марта Вронска
“ПОКУШЕНИЕ НА РАЗУМ” – КАЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ИЛИ БЕЗОТВЕТСТВЕННАЯ ПОГОНЯ ЗА СЕНСАЦИЕЙ
Современные масс-медиа являются важным источником информации, средством формирования разнообразных взглядов, интересов, а также создают новую реальность, уменьшают доверие к СМИ, превращая их в средства подглядывания, разоблачения, погони за сенсацией, нивелируя миссию журналистики, которая должна способствовать совершенствованию общества.
Ключевые слова: СМИ, журналистская этика, сенсация, абсурд в СМИ, исследования.
Marta Wrońska
“ZAMACH NA ROZUM” – RELIABLE JOURNAL OR RELEVANT POGON FOR SENSATION?
Mass media have revolutionized the contemporary man’s life. They have become an important source of information, a tool used for shaping different attitudes and interests. Their significance is especially prominent in rapidly growing digital social communication. Mass communication requires to be familiar with “the art of informing” that is to know what to convet and how to spread the news so as to achieve the best possible level of influencing the public. There are several rules and techniques which may ne used to trigger a proper audience reaction and journalists and other publicists know exactly what they are. Journalism is a social trust profession and it is based on reliability. It is hard to define what journalism ethics is. I write in my article about it. At present, not only do the media describe but also rthey create reality. Very often they cease to be mass means of communication and are becoming mass means of peeping and revealing. Unfortunatelu, social trust in media is growing less. The audience fed with information on thefts, treason, swindles is becoming not only more and more suspicious but simply tired. Mass media are becoming production companies that act on the basis of demand and supply rule. Informatiom has become a media product which is supposed to be sold for good money. In the era of huge civilization development, which we witness, mass media compete in the chase for hype, in attempt to reach the widest audience and to cater for their tastes. Abundance of medi has led to fierce competition in fighting for greater audience which, in consequence, results in lowering the quality of programmes. In 2004–2005 I conducted a series of research showing the way the media created the information on Polish education. The results clearly proved that education was not among the most important subjects and was not an area that provided input for important news. At present, journalism is not only a profession but also a mission targeted on the well-being of the society. Journalists who abandon journalism ethics are abandoning journalism itself. I decided to deal with these important aspects in my article.
Key words: Mass media; journalism ethics; hype and absurdity in media; research.

Література – 21.

УДК 070(477.83/.86)”185/193”:[316.64/.65:323.1
Божена Іваницька
кандидат наук із соціальних комунікацій,
асистент кафедри журналістики та засобів масової комунікації
Національного університету “Львівська політехніка”
bozhena.v.ivanytska@lpnu.ua
ВПЛИВ ПРЕСИ ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ ХІХ – ПЕРШОЇ ТРЕТИНИ
ХХ СТОЛІТТЯ НА ФОРМУВАННЯ ЛЮДИНИ НОВОЇ ФОРМАЦІЇ, НАЦІОНАЛЬНО СВІДОМОГО ГРОМАДЯНИНА
© Іваницька Б., 2017
Розглянуто друковані видання фахово-господарських товариств, у центрі уваги яких були питання, що сприяли формуванню національної гідності, консолідації нації. Характерною ознакою публікацій на цю тему була апеляція до конкретної особи, а не до читацького загалу. Тобто тим самим редакція підносила роль особи, її індивідуальність, а не якийсь абстрактний, збірний колектив. Тому честь нації, її велич розглядалися в більшості публікацій як честь і гідність кожної людини.
Ключові слова: фахово-господарські товариства; український часопис; честь нації; національна свідомість; “Сільський господар”; національний одяг.
Божена Іваницкая
ВЛИЯНИЕ ПРЕССЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ТРЕТИ
ХХ ВЕКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НОВОЙ ФОРМАЦИИ, НАЦИОНАЛЬНО СОЗНАТЕЛЬНОГО ГРАЖДАНИНА
Рассмотрены печатные издания профессионально-хозяйственных обществ, в цент¬ре внимания котрых были вопросы, которые способствовали формированию нацио¬нального достоинства, консолидации нации. Характерным признаком публикаций на эту тему была апелляция к конкретному лицу, а не ко всем читателям. То есть тем самым редакция возвышала роль личности, ее индивидуальность, а не какой-то абст¬рактный, собирательный коллектив. Поэтому честь нации, ее величие рассматривались в большинстве публикаций как честь и достоинство каждого человека.
Ключевые слова: профессионально-хозяйственные общества; украинский журнал; честь нации; национальное сознание; “Сельский хозяин”; национальная одежда.
Dozhena Ivanitska
INFLUENCE PRESS SECOND HALF OF XIX – THE FIRST THIRD
OF THE TWENTIETH CENTURY IN THE FORMATION
OF THE NEW STRUCTURE, NATIONAL CONSCIOUS CITIZEN
Printed publications professional-business partnerships kept the focus issues that contributed to the formation of national identity, consolidating the nation to Ukrainian Galicia realized – he and his European place among the European nations. A characteristic feature of publications on this subject was an appeal to the individual, not to the readership. That wording thus lifted role of the individual, his personality, not some abstract collective team. Therefore honor of the nation, its greatness considered in most publications as the honor and dignity of every person.
Many efforts editorial teams gave to readers understood and cared need for consolidation of the nation at all levels – from the village and the state. This was important because the Polish government tried various means to distract from their Ukrainian civic and professional associations, to bring to the front anti-Ukrainian Jews of Galicia. In this context, the wording were active in promoting the slogan “Own your for his.” However, in the press explained that national dignity has nothing to do with selfishness, often because its pages were calls to help those who suffered from various natural disasters. Striking evidence of understanding of national unity by appeals and concrete help Ukrainian, who suffered from an artificial famine organized by Bolshevik Russia occupied their territory.
Many publications was devoted to various historical events, heroes of the national liberation struggle, Sich Riflemen. Editorial and bothered about the fate of the Ukrainian language, calling people to appreciate clothing that is also a sign of the nation.

Література – 20.

УДК 070.424
Христина Білограць
асистент кафедри журналістики та засобів масової комунікації
Національного університету “Львівська політехніка”,
bilograts.khristina@gmail.com
ОСОБЛИВОСТІ ФУНКЦІОНУВАННЯ СТУДЕНТСЬКОЇ ПЕРІОДИКИ:
ВІД ВИНИКНЕННЯ ДО СЬОГОДЕННЯ
© Білограць Христина, 2017
Проаналізовано історичні особливості української студентської періодики, описано соціально-політичні чинники, які впливали на її функціонування. Висвітлено проблеми сучасної преси для студентів. Подано порівняльну характеристику студентських видань минулого і сьогодення.
Ключові слова: студентська періодика, газети та журнали, функціонування преси.
Христина Билограць
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПЕРИОДИКИ: ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДО НАСТОЯЩЕГО
Проанализированы исторические особенности украинской студенческой периоди¬ки, описаны социально-политические факторы, которые влияли на ее функцио¬ниро¬вание. Освещены проблемы современной прессы для студентов. Дана сравнительная характеристика студенческих изданий прошлого и настоящего.
Ключевые слова: студенческая периодика, газеты и журналы, функционирования прессы.
Christina Bilograts
FEATURES OF FUNCTIONING OF THE STUDENT PERIODIC:
FROM THE BEGINNING TO THE PRESENTATION
Analyzed the historical features of student periodicals in Ukraine, described the social and political factors. Specified the problems of modern media for students. Described the comparative characteristics of student press in the past and nowadays.
After studying student press issues, it was discovered that censorship and funding are two major interconnected problems for young publishers. Problems that exist through funding can significantly change the editorial policy of student publications, linguistic peculiarities, and also influence the subject matter of published materials.
The subject of publications in student publications is closely related to the events in society, in the past, students worried about what is going on around them and how global events will affect their lives. In the current issue of newspapers we can see articles on various topics, but when happens political events that may affect their future this is reflected in the publications.
By searched for the reasons of the emergence and existence of the student press, we identified the various groups of publishers: future professionals (journalists, publishers and editors, philologists) and students studying on non-humanities. In most cases, they are driven by a desire to assert themselves, express their thoughts, and use a large amount of energy.
Since the beginnings of the student periodicals and until now, it has been a long time, but in the newspapers that issued and issues, we can see a lot in common. The modern publications from the contemporary art and technical design, which has improved thanks to scientific and technological progress, are very different. There is also a significant the difference in the themes of articles. Because after independence in market conditions ideology and propaganda disappeared, publishers were doing their utmost to interest potential recipients, forgetting the importance of national education and ideology in the materials of student periodicals.
Key words: student periodicals, newspapers and magazines, press functioning.

Література – 11.

УДК 070.3+654.07
Любов Василик
завідувач кафедри журналістики
Чернівецького національного університету ім. Ю. Федьковича
vasylyk@ukr.net
КОНВЕРГЕНЦІЯ ТА КРОС-МЕДІЙНІСТЬ: ДИСКУРС ТЕРМІНОЛОГІЧНОЇ ПАРАДИГМИ
© Василик Любов, 2017
Визначено ключові трактування процесу конвергенції; на основі їх аналізу виявлено і систематизовано тенденції у розумінні терміна та його динаміку у соціальних комунікаціях; запропоновано розуміння крос-медійності як процесу реалізації медіа-конвергентних тенденцій. Автор констатує, що медіа-індустрія сьогодні змінюється швидкими темпами, ЗМІ стикаються з освоєнням та поєднанням різних медіа-форматів. На думку автора, ці зміни ставлять перед дослідниками нові наукові проблеми, пов’язані з напрацюванням нового чи уточненням традиційного термінологічного інструментарію. Зокрема увагу привертають і потребують ширших наукових дефініцій поняття крос-медійності та конвергенції. Йдеться про взаємопов’язаність обох термінів та їх розуміння в контексті змін журналістського фаху та загалом медіа-ринку. Узагальнено основні поняття, категорії, зміст, ознаки процесу конвергенції; систематизовано розуміння впливу конвергенції на освоєння нових крос-медійних форматів. Як доводить автор, конвергенція та крос-медійність здатні врятувати друковані медіа від закриття, а отже, вирішити економічні та стратегічні проблеми редакційної політики, що актуально як для журналістів, медіа-ринку загалом, так і для аудиторії ЗМІ. Дослідниця систематизує наявні трактування конвергенції та крос-медійності; доводить, що сучасний розвиток інформаційних технологій не призводить до поглинання традиційного виду медіа новим, а навпаки – відбувається злиття функцій та технологічних можливостей усіх видів ЗМІ; простежує конвергенцію на рівні стратегії та глобальної бізнес-моделі, на технологічному рівні, організаторському та управлінському, на рівні організаційної культури, операційних процесів, маркетингу та відносин зі споживачем. Звідси виводить розуміння крос-медійності як технології прикладного втілення процесу продажу медіа-контенту різними платформами. Автор переконана: з огляду на те, що конвергенція – процес, що розвивається, він у межах різних медіакомпаній матиме своє індивідуальне втілення. Звідси формуватиметься термінологічний інструментарій процесу конвергенції та крос-медійності, він буде уточнюватися самою практикою мас-медійної діяльності. Безліч крос-медійних платформ, крос-медійних інформаційних потоків визначатимуть, яких же дефініцій набере цей процес у майбутньому.
Ключові слова: конвергенція, крос-медійність, медіа.
Любов Василик
КОНВЕРГЕНЦИЯ И КРОСС-МЕДИЙНОСТЬ: ДИСКУРС ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
Определены ключевые трактовки процесса конвергенции; на основе их анализа выявлены и систематизированы тенденции в понимании термина и его динамика в социальных коммуникациях; предложено понимание кросс-медийности как процесса реализации медиа-конвергентных тенденций. Автор констатирует, что медиа-индустрия сегодня меняется быстрыми темпами, СМИ сталкиваются с освоением и сочетанием различных медиа-форматов. По мнению автора, эти изменения ставят перед исследователями новые научные проблемы, связанные с наработкой нового или уточнением традиционного терминологического инструментария. В частности внимание привлекают и нуждаются в более широких научных дефиниций понятия кросс-медиа. Речь идет о взаимосвязи обоих терминов и их понимании в контексте изменений журналистской специальности и вообще медиа. Обобщены основные понятия, категории, содержание, признаки процесса конвергенции; систематизированы понимание влияния конвергенции на освоение новых кросс-медийных форматов. Как показывает автор, конвергенция и кросс-медийность способны спасти печатные медиа от закрытия, а следовательно, решить экономические и стратегические проблемы редакционной политики, что актуально как для журналистов, медиа-рынка в целом, так и для аудитории СМИ. Исследовательница систематизирует имеющиеся трактовки конвергенции и кросс-медийности; доказывает, что современное развитие информацион¬ных технологий не приводит к поглощению традиционного вида медиа новым, а наоборот – происходит слияние функций и технологических возможностей всех видов СМИ; прослеживает конвергенцию на уровне стратегии и глобальной бизнес-модели, на технологическом уровне, организационном и управленческом, на уровне организа¬ционной культуры, операционных процессов, маркетинга и отношений с потребителем.Отсюда выводит понимание кросс-медийности как технологии приклад¬ного воплощение процесса продажи медиа-контента различными платформами. Автор убеждена: учитывая то, что конвергенция – процесс развивающийся, он в рамках различных медиа-компаний будет иметь свое индивидуальное воплощение. Отсюда будет формироваться терминологический инструментарий процесса конвергенции и кросс-медийности, он будет уточняться самой практикой масс-медийной деятельности. Множество кросс-медийных платформ, кросс-медийных информационных потоков будут определять, какие дефиниции приобретет этот процесс в будущем.
Ключевые слова: конвергенция, кросс-медийность, медиа.
L. Vasylyk
CONVERGENCE AND CROSS-MEDIA:
DISCOURSE TERM LOGIC PARADIGM
The paper identifies key interpretation of convergence; on the basis of their analysis are systematized and tendencies within the meaning of the term and its dynamics of social communication; cross-media understanding is proposed as the implementation process of media convergence trends. The author notes that the media industry is changing rapidly and facing the development and combination of different media formats. According to the author, these changes pose researchers new scientific issues related to draft new or clarifying traditional terminological toolkit. Particular attention is drawn and require broader definitions of scientific concepts and cross-media convergence. The article refers to the interconnectedness of both terms and their understanding of the changes in the context of journalistic profession and media market in general. In the article the basic concepts, categories, content, signs of convergence are summarizes; understanding of the impact of convergence on the development of new cross-media formats are systematized. As author demonstrates, convergence and cross-media are able to save print media from closing and thus solve the economic and strategic problem of traditional editorial policy, which is important both for journalists, media market and the media audience. A researcher codifies existing interpretation of convergence and cross-media; argues that the current development of information technology does not result in the absorption of the traditional type of new media, and vice versa – merge functions and technological opportunities of all types of media; traces convergence at strategy and global business model, technological level, at the level of organizational culture, opera-tional processes, marketing and relationship with the consumer. It brings understanding of cross-media as a cross-application technology implementation process of selling media content across platforms. Author convinced that in view of the fact that convergence is the process of developing, within different media companies it will have its individual expression. It will form terminological toolkit of convergence and cross-media and it will be the most refined practice of mass media activities. Many cross-media platforms, cross-media information flows determined, which definitions enters this process in the future. Key words: convergence, cross-media, media.
Key words: convergence, cross-media, media.

Література – 10.

УДК 070:351.751-026.452(477)(091)
Зоряна Галаджун
кандидат наук із соціальних комунікацій,
доцент кафедри журналістики та засобів масової комунікації
Національного університету “Львівська політехніка”
galadzhyn_zoryana@ukr.net
РОЗДЕРЖАВЛЕННЯ ДРУКОВАНОЇ ПРЕСИ В УКРАЇНІ:
ІСТОРІЯ РОЗВИТКУ ПИТАННЯ
© Галаджун Зоряна, 2017
Відслідковується історія розвитку питання про роздержавлення друкованої преси в Україні, починаючи від 1999 року до моменту прийняття Закону України “Про реформування державних і комунальних друкованих засобів масової інформації”, який вступив у дію з 01.01.2016 року. Досліджуючи цю проблематику в історичному розрізі, багато уваги було приділено реакції журналістської спільноти на пропоновані зміни, названо державні органи та громадські об’єднання, які брали активну участь у вироблені рішення. Зроблено першу спробу виокремити періодизацію цього процесу.
Ключові слова: друкована преса, роздержавлення, правові норми, періодизація, історія розвитку питання.
Зоряна Галаджун
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ ПРЕССЫ В УКРАИНЕ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОПРОСА
Отслеживается история развития вопроса о разгосударствлении печатной прессы в Украине, начиная с 1999 года до момента принятия Закона Украины “О реформи¬ровании государственных и коммунальных печатных средств массовой инфор¬мации”, который вступил в действие с 01.01.2016 года. Исследуя данную проблематику в историческом разрезе, много внимания было уделено реакции журналистского сообщества на предлагаемые изменения, названы государственные органы и общест¬венные объединения, которые принимали активное участие в выработке решения. Предпринята первая попытка выделения периодизации данного процесса.
Ключевые слова: печатная пресса, разгосударствление, правовые нормы, периодизация, история развития вопроса.
Zoriana Haladzhun
DENATIONALIZATION OF PRINTED PRESS IN UKRAINE: HISTORICAL BACKGROUND
The article follows the development of the problem of printed press denationalization in Ukraine beginning from 1999 and up to the date when the Law of Ukraine “On reforming state and municipal print media” was adopted. The above-named Law came into effect on January 1, 2016. Investigating these issues from the historical perspective, a lot of attention was given to the reaction of journalistic community to the proposed changes. Governmental authority and non-governmental associations that actively participated in decision-making have been specified. The first attempt to divide this process into periods has been made in this article.
Key words: printed press, denationalization, rules of law, the periodization, historical background.
Література – 4.

УДК: 81’22:316.47
Валентина Галич
доктор філологічних наук,
професор кафедри журналістики та засобів масової комунікації
Національного університету “Львівська політехніка”,
bella.lnu@gmail.com
СЕМІОТИЧНА ХОРА
В ДИСКУРСІ СОЦІАЛЬНИХ КОМУНІКАЦІЙ
© Галич Валентина, 2017
Потреба уведення до наукового простору соціальних комунікацій поняття “семіотична хора” мотивується актуальністю семіотичних та когнітивних наукових підходів у сучасній теорії журналістики. Воно привідкриває завісу над інтимними процесами творчості, що передують претексту, генерують енергію думки й можуть бути пояснені тільки через апеляцію до особистості автора − сторінок його біографії, особливостей ментальності, психічного складу й індивідуального стилю. Семіотична хора в дискурсі соціальних комунікацій розглядається вперше. Докладне вивчення історії поняття “хора”, еволюції його термінологічного змісту від Платона до сучасності, пов’язаної з ускладненим розумінням відношень передтекстової дійсності, автора, тексту та вже відчуженого творчого продукту як здобутку реципієнта, розкриває со¬ціаль¬но-комунікативну природу семіотичної хори. Це дозволяє говорити про її про¬дуктивність у публіцистичній творчості, заявити про потребу дослідження в теорії соціальних комунікацій. Огляд різних концепцій сучасних семіотиків-хорологів, позна¬чених постструктуролістськими тенденціями, акцентування на процесі означування, а не на значенні дав можливість осмислити місце семіотичної хори в процесі тексто¬творення як пре-передтексту, указати на вектори її соціалізації (адже вона народжена із біологічних і соціальних імпульсів сформувати ідею, матеріалізувати думку, оживити соціальну пам’ять у слові). Урахування контексту понять, що пов’язані із семітичною хорою або описують її (генотекст, фенотекст, трансфер, трансвербальність, трансісто¬ричність, анамнезис, інтелігебельність), сприяює осмисленню її особливостей у публіцис¬тичній творчості. Семіотична хора в публіцистичному творі – це згусток інте¬лектуальної та емоційної енергії, пульсуючих психічних та соціальних імпульсів, наділених множинністю значень та соціально маркованих інтенцій, що передують пре¬тексту й процесу вербалізації задуму. Вона динамізує й скеровує процес текстотворення, переводить медіума в статус суб’єкта, автора задуму, наратора-комуніканта. Хора осягається лише розумом і мисленням.
Ключові слова: соціальні комунікації; публіцистика; семіотична хора; суб’єкт; текстотворення.
Валентина Галич
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ХОРА
В ДИСКУРСЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Потребность введения в научное пространство социальных коммуникаций понятия “семиотическая хора” мотивируется актуальностью семиотических и когнитивных научных подходов в современной теории журналистики. Оно при¬открывает завесу над интимными процессами творчества, предшествующих претексту, генерируют энергию мысли и могут быть объяснены только через апелляцию к личности автора − страниц его биографии, особенностей ментальности, психического склада и индивидуального стиля. Семиотическая хора в дискурсе социальных коммуникаций рассматривается впервые. Подробное изучение истории понятия “хора”, эволюции его терминологического содержания от Платона до современности, связанной с осложненным пониманием отношений претекста и действительности, автора, текста и уже отчужденного творческого продукта как достижение реципиента, раскрывает социально-коммуникативную природу семиотической хоры. Это позволяет говорить о ее производительности в публицистическом творчестве, заявить о необходимости исследования в теории социальных коммуникаций. Обзор различных концепций современных семиотиков-хорологов, обозначенных постструктуролистскими тенден¬циями, акцентирование на процессе означивания, а не на значении дали возможность осмыслить место семиотической хоры в процессе текстообразования как пре-претекста, указать на векторы ее социализации (ведь она призвана из биологических и социальных импульсов сформировать идею, материализовать мысль, оживить социальную память в слове). Учет контекста понятий, связанных с семиотической хорой или описывающих ее (генотекст, фенотекст, трансфер, трансвербальность, трансисторичность, анамнезис, интелигебельность), способствует осмыслению ее особенностей в публицистическом творчестве. Семиотическая хора в публицистическом произведении – это сгусток интеллектуальной и эмоциональной энергии, пульсирующих психических и социальных импульсов, наделенных множественностью значений и социально маркированных ин¬тенций, предшествующих претексту и процессу вербализации замысла. Она динамизирует и направляет процесс текстообразования, переводит медиума в статус субъекта, автора замысла, рассказчика-коммуниканта. Хора постигается только умом и мышлением.
Valentyna Halych
SEMIOTIC CHORA IN SOCIAL COMMUNICATIVE DISCOURSE
The demand to entry “semiotic chora” to the scientific field of social and personal communication is motivated by the actuality of the semiotic and the cognitive scientific approaches in the contemporary journalistic theory. It half-opens the curtain of the intimate creative process preceding the pretext, generate power of thought, and can be explained only by an appeal to the personality of the author – his biography, mentality features, mental components and individual style. Semiotic chora in the discourse of social communications is examined for the first time. A detailed examination of the “Chora” concept, an evolution of its terminological significance from Plato to the present days, connected with complicated understanding of the relationships of the pretext reality, the author, the text and estranged creative product as recipient’s achievement, opens social-communicative nature of semiotic chora. It allows talking about its efficiency in journalistic creativity, to announce the need of the theory of social communications research. An overview of different concepts of modern semiotics and chora researchers marked with poststructuralism trends of emphasizing on the process of marking, not the meaning, gave the opportunity to interpret the place of semiotic chora in the text creating process as a pretext, point to vectors of its socialization (because it appeared from biological and social impulses to form the idea, materialize it, to revive the word’s social memory). Taking into consideration the concepts context, connected with the semiotic chora, describe its (gene-text, pheno-text, transfer, transverbalism, transhistoricity, anamnesis, intelligibility), promote understanding of its features in journalistic creative work. Semiotic chora in journalistic work − a bundle of intellectual and emotional energy, mental and social impulses, provided with a plurality of meanings and social marked intentions, which precede the pretext and the process of verbalization of conception. It also dynamicizes and manages the process of text creation, converts a medium into a status of subject, the author of the conception, narrator-communicant. Chora comprehended only by intellect and thought.
Key words: social communications; social and political journalism, semiotic khora, subject of text creation.

Література – 19

УДК 070+654.1] : 005 : 573/.574
Ольга Гарматій
кандидат філологічних наук,
доцент кафедри журналістики та засобів масової комунікації
Національного університету “Львівська політехніка”,
oharmatiy@gmail.com
ОСОБЛИВОСТІ МЕДІА-ВІДОБРАЖЕННЯ КОНФЛІКТНОСТІ
© Гарматій Ольга, 2017
Досліджено журналістське висвітлення конфліктних процесів. Конфлікт розглянуто як важливий змістовий та формотворчий елемент журналістських творів. Проаналізованозмістове, жанрове, сюжетно-композиційне відображення конфліктності засобами журналістики. З’ясовано особливості висвітлення у ЗМІ таких параметрів конфліктних процесів як структура, типологія, причини, динаміка, функції. Розглянуто модель діяльності преси у конфліктних процесах, яка визначає стратегію і тактику журналістського відтворення конфліктності. Дано рекомендації щодо висвітлення конфліктної тематики.
Ключові слова: ЗМІ; медіа; конфлікт; конфліктний процес; зміст; жанр; сюжет; композиція; стратегія; тактика.
Ольга Гарматий
ОСОБЕННОСТИ МЕДИА-ОТОБРАЖЕННЯ КОНФЛИКТНОСТИ
Исследовано журналистское освещение конфликтных процессов. Конфликт рассмат¬ривается как важный содержательный и формотворческий элемент журна¬листских произведений. Анализируется содержательное, жанровое, сюжетно-компози¬ционное отображения конфликтности средствами журналистики. Выясняются особен¬ности освещения в СМИ таких параметров конфликтных процессов, как структура, типология, причины, динамика, функции. Рассматривается модель деятельности прессы в конфликтных процессах, которая определяет стратегию и тактику журналистского воспроизведения конфликтности. Даются рекомендации по освещению конфликтной тематики.
Ключевые слова: СМИ; медиа; конфликт; конфликтный процесс, содержание; жанр; сюжет; композиция; стратегия; тактика.
Olha Harmatiy
ТHE PECULIARITIES OF CONFLICTS REPRESENTATION
IN MASS MEDIA
The article deals with the journalist covering of conflict processes. The conflict is regarded as the important content- and form-driving element of journalistic texts. The author analyzes how the field of conflict is represented with content, genre and plot-compositional means of journalism. The peculiarities of media coverage of such parameters of conflict processes as structure, typology, reasons, dynamics, functions are clarified. The article deals with the model of the mass media activity in conflict processes. It defines the strategy and tactics of journalistic reproduction of conflict. There are some suggestions on covering conflict topics.
Key words: mass media; conflict; conflict process, content; genre; plot; composition; strategy; tactics.

Література – 25.

УДК 070+654.1]:7]:005.585
Христина Дацишин
кандидат філологічних наук,
доцент кафедри мови засобів масової інформації
Львівського національного університету імені Івана Франка,
chrystia@ukr.net
СПОСОБИ І ЗАСОБИ ОЦІНЮВАННЯ В МЕДІА-ТЕКСТАХ
НА МИСТЕЦЬКУ ТЕМАТИКУ
© Дацишин Христина, 2017
Досліджено способи оцінювання в медіа-текстах на мистецьку тематику. Оцінку розглянуто як механізм, що скеровує реципієнта за шкалою “добре-погано”, значною мірою визначаючи ставлення реципієнта до мистецьких об’єктів, явищ і процесів. Засобами безпосередньої оцінки є слова, позитивне чи негативне значення яких закріплене в мовленні; безпосередня оцінка також має бути мотивована емоційно. Для опосередкованого оцінювання важливими є не лише мовні засоби вираження; журналісти переносять у текст готову оцінку, яка базується на відомих фактах чи досвіді інших осіб. В аналізованих текстах виявлено невелику кількість негативних оцінок, всі вони є безпосередніми; водночас позитивні оцінки переважно є опосередкованими.
Ключові слова: медіа-текст; мистецька журналістика; оцінка; способи оцінки; мовні засоби оцінки.
Христина Дацишин
СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ОЦЕНКИ В МЕДИА-ТЕКСТАХ
НА ТЕМЫ ИСКУССТВА
Исследованы способы оценки в медиа-текстах на темы искусства. Оценка рассмотрена как механизм, направляющий реципиента по шкале “хорошо-плохо” и в значительной мере определяющий отношение реципиента к предметам, явлениям и процессам искусства. Средствами непосредственной оценки являются слова, позитивное или негативное значение которых закреплено в речи; непосредственная оценка также может быть мотивирована эмоционально. Для косвенной оценки важны не только языковые средства выражения; журналисты переносят в свой текст готовую оценку, основанную на известных фактах или опыте других лиц. В анализируемых текстах виявлено небольшое количество негативных оценок, все они являются непосредст¬венными; в то же время позитивные оценки преимущественно косвенные.
Ключевые слова: медиа-текст; художественная журналистика; оценка; способы оценки; языковые средства оценки.
Сhrystyna Datsyshyn
METHODS AND MEANS OF ASSESSMENT IN MEDIA TEXTS
ON ART SUBJECTS
The article analyzes the methods and means of assessment in publications on topics of art. Assessment is considered as a mechanism that directs the recipient within the scale of “good-bad”, largely determining recipient’s attitude towards objects, phenomena and processes of art. Assessment can be direct, if a journalist independently evaluates the work of art, and indirect, if he uses a facts of the artist’s life or the assessment of others. The means of direct assessment are words, positive or negative evaluative meaning of which is fixed in the speech. Direct assessment also can be based on journalist’s emotions. For indirect assessment not just linguistic means of implementation are important, primarily matter are the facts updated by journalist.
The author revealed small proportion of negative assessments in the analyzed texts. A large number of positive assessments are indirect, mediated by known facts of life and personal artist’s traits.
Key words: media text; art journalism; assessment; assessment methods; language assessment means.

Література – 11.

УДК 316.33:31
Мар’яна Кіца
кандидат наук із соціальних комунікацій,
доцент кафедри журналістики та засобів масової комунікації
Національного університету “Львівська політехніка”
imkitsa@gmail.com
ОСОБЛИВОСТІ ТА МЕТОДИ ВИЯВЛЕННЯ
ФЕЙКОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ В УКРАЇНСЬКИХ ЗМІ
© Кіца Мар’яна, 2017
Розглянуто поняття дезінформації; з’ясовано відмінність між дезінформацією та фейком. Запропоновано класифікацію фейків за різними ознаками, з’ясовано різновиди фейкової інформації з метою поширення у мережі Інтернет. Досліджено суть і похо¬дження поняття “фейк”, описано процес створення та поширення фейкової інформації у соціальних медіа. Наведено типові приклади фейкової інформації в українському медіа-просторі, з’ясовано вплив таких повідомлень на користувачів соціальних мереж. Запропоновано методи боротьби із фейковою інформацією в українському медіа¬просторі.
Ключові слова: фейк, дезінформація, соціальні мережі, медіа простір, користувачі.
Марьяна Кица
ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ
ФЕЙКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УКРАИНСКИХ СМИ
Рассмотрены понятия дезинформации; выяснено отличие между дезинформацией и фейком. Предложена классификация фейков по различным признакам, рассмотрены разновидности фейковой информации в зависимости от цели распространения в сети Интернет. Исследована сущность и происхождение понятия “фейк”, описан процесс создания и распространения фейковой информации в социальных медиа. Приведены типичные примеры фейковых информаций в украинском медиа-пространстве, иссле¬довано влияние таких сообщений на пользователей социальных сетей. Предложены методы борьбы с фейковой информацией в украинском медиа-пространстве.
Ключевые слова: фейк, дезинформация, социальные сети, медиапространство, пользователи.
Mariana Kitsa
FEATURES AND METHODS OF DETECTION
OF FAKE INFORMATION IN UKRAINIAN MEDIA
The notion of misinformation revealed difference misinformation and fake. The classification of fake on the various grounds is made, it is also found out the types of information to spread on the Internet. The essence and origin of the term “fake” describes the creation and dissemination of fake information in the social media. The typical examples of fake information in the Ukrainian media space, revealed the impact of such messages to users of social networks. Methods of combating of fake information in the Ukrainian media space.
Key words: fake, misinformation, social networks, media space, users.

Література – 8.

УДК 304.42
Оксана Корчагіна
кандидат наук із соціальних комунікацій, доцент кафедри журналістики і видавничої справи
Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Старобільськ)
ok2007@meta.ua
Ольга Куцевська
кандидат наук із соціальних комунікацій, доцент кафедри журналістики і видавничої справи
Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Старобільськ)
olya11_1982@mail.ru
ОСОБЛИВОСТІ ПОБУДОВИ БРЕНДИНГУ КРАЇНИ:
СУЧАСНІ ТЕОРІЇ
© Корчагіна Оксана, Куцевська Ольга, 2017
Розглянуто теоретичні та методологічні аспекти брендингу територій. Розгляда¬ється сутність бренду територій як важливого інструменту її соціального та економічного розвитку. Презентується обґрунтування брендингу територій як одного з напрямків ПР-діяльності глобального, національного та регіонального рівнів. Наголошується на тому, що дослідження процесу формування бренду держави – це нова проблематика як для західної, так і для вітчизняної науки. Стратегія позиціонування держави у світі вже застосована на практиці багатьма країнами і регіонами. Результа¬том успішного брендингу стає певний образ держави, що включає її минуле, сучасне і бачення майбутнього. Вдалий брендинг країни – могутній засіб впливу на світову громадську думку. Доведено, що бренд території – це нематеріальний продукт ПР-діяльності, який здатний виступати як актив, індикатор розвитку громадянського суспільства, інструмент політичної практики порозумінь суспільства та держави, чинник самоорганізації території у контексті ціннісного відтворення колективних смислів. Окрему увагу автори приділили менталітетним, етнічним аспектам ідентич¬ності, та економічним, політичним, культурним, спортивним, туристичним та іншим досягненням країни у побудові її бренду. Людський, інтелектуальний, культурний, соціальний капітали країни – це репутаційний актив конкурентоспроможності в світі. Проаналізовано сучасні теоретичні та практичні дослідження вітчизняних та світових науковців у побудові стратегії брендингу територій. Висновки та результати дослід¬ження мають практичне значення для вдосконалення наукових підходів до процесу побудови брендингу територій.
Ключові слова: брендинг територій; бренд-політика; територія; позиціонування держави; інформаційна політика; глобальний, національний, регіональний і територіальний брендинг.
Оксана Корчагина, Ольга Куцевская
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ БРЕНДИНГА СТРАНЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ
Рассмотрены теоретические и методологические аспекты брендинга территорийе. Рассматривается сущность бренда территорий как важного инструмента ее социального и экономического развития. Презентуется обоснование брендинга территорий как одного из направлений ПР-деятельности глобального, национального и регионального уровней. Отмечается, что исследование процесса формирования бренда государства – это новая проблематика как для западной, так и для отечественной науки. Стратегия позиционирования государства в мире уже применена на практике многими странами и регионами. Результатом успешного брендинга становится определенный образ государства, что включает его прошлое, настоящее и видение будущего. Удачный брендинг страны – мощный инструмент воздействия на мировое общественное мнение. Доказано, что бренд территории – это нематериальный продукт ПР-деятельности, который способен выступать в качестве актива, индикатора развития гражданского общества, инструмента политической практики понимания общества и государства, фактора самоорганизации территории в контексте ценностного воспроизводства коллективных смыслов. Отдельное внимание авторы уделили менталитетним, этническим аспектам идентичности, и экономическим, политическим, культурным, спортивным, туристическим и другим достижениям страны в построении ее бренда. Человеческий, интеллектуальный, культурный, социальный капиталы страны – это репутационный актив конкурентоспособности в мире. Проанализировано современные теоретические и практические исследования отечественных и мировых ученых в построении стратегии брендинга территорий. Выводы и результаты исследования имеют практическое значение при совершенствовании научных подходов к процессу построения брендинга территорий.
Ключевые слова: брендинг территорий; бренд-политика; территория; позициони¬рование государства; информационная політика; глобальный, национальный и региональный территориальный брендинг.
Oksana Korchagina, Olga Kucevskaja
FEATURES OF COUNTRY BRAND BUILDING:
MODERN THEORIES
In this article one overviews theoretical and methodological aspects of territory branding. The essence of the territory branding as an important tool for its social and economic development is considered. Rationale of the territory branding as one of the trends of PR activities on global, national and regional levels is presented. It is emphasized that the study of country brand formation process is a new problem both for western and native science. Strategy for positioning of the country in the world has already been applied in practice by many states and regions. Certain image of the country serves as the result of successful branding; it includes the country’s past, present and the vision of its future. Good branding of the country is a powerful instrument of influence on international public mind. It is proved that territory branding is non-material product of PR activity which is able to act as an activist and indicator of civil society development, instrument of political practice of society and state agreement, factor of territory self-organization in the context of value recreation of collective senses. The authors have paid peculiar attention to mentality and ethnical aspects of identity and economic, political, cultural, sport and tourist country achievements of its brand building. Human, intellectual, cultural and social capital of the country is a reputational asset of competitiveness in the world. This article includes analysis of modern theoretical and practical studies of territory branding building strategies belonging to native and international scientists. Findings and results of this study are of practical importance for improvement of scientific approaches in territory brand building.
Key words: territory branding; brand policy; territory; positioning of the country; information policy; global, national and regional territory branding

Література – 18.

УДК 007:316.77]:159.964.21:070
Олена Кузнецова
доктор філологічних наук, професор,
завідувач кафедри журналістики та засобів масової комунікації
Національного університету “Львівська політехніка”
olena.d.kuznetsova@lpnu.ua
ПСИХОЛОГІЧНІ ТРИГЕРИ В ЗМІ: ПОНЯТТЯ,
ОСОБЛИВОСТІ, ВИДИ, ПРОТИСТОЯННЯ ЇХ ВПЛИВУ
© Кузнецова Олена, 2017
Розглянуто проблему психологічних тригерів у традиційних і новітніх ЗМІ в умовах інформаційної війни Росії проти України, що миттєво чинять запланований маніпуляторами психологічний вплив на реципієнтів, які втрачають рівновагу, конструктивне сприйняття контенту, стають неспроможними самостійно врегулювати свій стан; виявлено основні особливості, види психологічних тригерів у сучасних ЗМІ, розкрито схему протистояння впливу мас-медійних психологічних тригерів.
Ключові слова: ЗМІ; мас-медіа; психологічні тригери, їхні види, особливості; маніпулятивний вплив, протистояння йому.
Елена Кузнецова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРИГГЕРЫ В СМИ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИХ ВЛИЯНИЮ
Рассмотрена проблема психологических триггеров в традиционных и новейших средствах массовой информации в условиях информационной войны России против Украины, которые мгновенно осуществляют запланированное манипуляторами психологическое влияние на реципиентов, которые под их воздействием теряют равновесие, конструктивное восприятие контента, не могут самостоятельно регулировать своё состояние; выявлены основные особенности, виды психологических триггеров в современных СМИ, раскрыта схема противостояния влиянию масс-медийных психологических триггеров.
Ключевые слова: СМИ; СМИ; психологические триггеры, их виды, особенности; манипулятивное воздействие, противостояние ему.
Olena Кuznetsova
PSYCHOLOGICAl TRIGGERS IN THE MEDIA: CONCEPT, CHARACTERISTICS, TYPES, OPPOSITION TO THEIR INFLUENCE
This article raised the issue of the influence of psychological triggers in traditional and new media on their recipients, particularized their peculiarities, types, and disclosed the scheme of resistance to the influence of the mass media triggers for the first time in journalism.
Manipulative mass media use emotional stereotypes as psychological triggers that automatically cause the reaction which was foreseen by manipulators: alarm, fear, panic.
Hidden psychological influence on masses of TV viewers, radio listeners, readers of the press starts with the lexical level, with the words-stereotypes.
The author shows how for the false accusations of Ukrainians in fascism Russian mass media use the word-stereotype “fascists”, evoking the emotional response of the audience: the willingness of people, who were affected by trigger “fascists”, to kill others.
The article reveals the peculiarities of psychological triggers: instant, automatic action, the absence of awareness of the person of their influence, the dependence on the inner world of the person, his values: universal, national, ethnic, religious, personal.
The author shows that strong beliefs, universal, state, family values as principles, guidelines, intelligent notion about the influence of psychological triggers help any person to understand the hidden goal, the heart of the media manipulations, the intrusion of negative emotions, and to keep its stand, behaviour.
The article differentiates psychological triggers into types according to various criteria; it also discloses methods of resistance to the influence of the mass media triggers.
Key words: medias; mass media; psychological triggers; manipulative influence; resistance to the psychological influence.

Література – 6.

УДК 070: 659.3(477)
Ірина Мудра
кандидат наук із соціальних комунікацій,
доцент кафедри журналістики та засобів масової комунікації
Національного університету “Львівська політехніка”
ariane@ukr.net
Євгенія Сінькова
студентка 1 курсу магістратури напряму “Журналістика”
Національного університету “Львівська політехніка”
inspire.stop@gmail.com
ІНСТРУМЕНТИ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВІЙНИ ПРОТИ УКРАЇНИ
В ІНТЕРНЕТ-ЗМІ
© Мудра Ірина, Сінькова Євгенія, 2017
Розглянуто види, завдання та інструменти інформаційної війни, а також описано Інтернет-ЗМІ, що вдаються до поширення так званої спеціальної інформації, яка покликана впливати на поведінку та психіку населення. Окрім того, проаналізовано наслідки інформаційної війни, яка дезінформує суспільство та вороже налаштовують проти тих, на кого спрямована спеціальна інформація
Ключові слова: інформаційна війна; інтернет-ЗМІ; інструменти; протидія.
Ирина Мудра, Євгения Синькова
ИНСТРУМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ ПРОТИВ УКРАИНЫ В ИНТЕРНЕТ-СМИ
Рассмотрены виды и инструменты информационной войны, а также описаны Интернет-СМИ, которые прибегают к распространению так называемой специальной ин¬формации, которая призвана влиять на поведение и психику населения. Кроме того, про¬анализированы последствия информационной войны, которая дезинформирует об¬щест¬во и враждебно настраивают против тех, на кого направлена специальная информация.
Ключевые слова: информационная война; интернет-СМИ; инструменты; противодействие.
Iryna Mudra, Yevheniia Sinkova
TOOLS OF INFORMATION AGAINST WAR IN UKRAINE
The article examines the types of tasks and tools of information warfare, and Internet media demonstrated that recourse to the so-called special distribution of information that is intended to influence the behavior and mentality of the population. In addition, analysis of the consequences of information war as they are misleading and hostile society set up against those who focused on specific information
Analyzing a number of online media that are participants in the information war on the Russian side, one can see that their activities are based on common false information, the so-called “fake”, which is designed to misinform both the Ukrainian population and Russian. Such a policy of the Russian authorities aims at bringing about distrust of Ukrainian government and society, seeking the slightest reason to muddy the state against which it conducts aggression.
On the Internet you can find many sites that distribute false information concerning Ukraine and the conflict with Russia. The newly created separatist Internet media are intended to misinform, first of all, the population of the occupied territories in the activities of the Ukrainian government and the army, and in the second – Ukrainian society to reduce their moral spirit and spread fear, panic and distrust of the actions of those who are trying to defend integrity, independence , unity and statehood of Ukraine. The spread of pseudo-newborns and manipulation of public opinion are the main instruments of influence on people.
Key words: information warfare; online media tools opposition.

Література – 8.

УДК 070:050:001.316.77
Людмила Пономаренко
доктор наук із соціальних комунікацій, професор,
завідувач кафедри видавничої справи, редагування та української філології
Класичного приватного університету,
ponomarenko_ukr@ukr.net
ЕЛЕКТРОННІ НАУКОВІ ВИДАННЯ МЕДИЧНОЇ ТЕМАТИКИ: СОЦІАЛЬНО-КОМУНІКАЦІЙНИЙ ПІДХІД
© Пономаренко Людмила, 2017
Розглянуто електронні наукові видання медичної тематики; наголошено на таких їхніх перевагах: оперативності, доступності, можливості швидкого пошуку. Характерними ознаками електронних видань є гіпертекстовість, динамічність, доступ¬ність широкому колу читачів в усьому світі, наявність в електронних базах даних та системах індексації, що підвищує відвідуваність та кількість переглядів статей; можливість швидкого оновлення сайту, оперативного пошуку, випуску статей у міру надходження, зручне редагування навіть після публікації. Визначено, що з соціаль¬нокомунікаційного погляду актуальним є питання забезпечення потреб наукової спільноти за допомогою електронних наукових видань, зокрема й медичної тематики.
Виявлено спільні та відмінні риси таких електронних наукових журналів медичної тематики: “Запорізький медичний журнал” (Україна), “Саратовський науково-ме¬дичний журнал” (Росія), “Новини хірургії” (Білорусь), “Братиславський медичний жур¬нал” (Словаччина), “Журнал охорони здоров’я суспільства” (Journal of Public Health – Великобританія), “Європейська геріатрія” (European geriatric medicine – Франція), “Терапевт” (Der Internist – Німеччина), “Пластична хірургія Іберо-Латиноамери¬канської” (Cirugіa Plаstica Iberolatinoamericana – Іспанія).
Перелічені видання проаналізовано за такими критеріями: мова видання, періодичність, режим доступу, обсяг статті, рецензування, редагування, імпакт-фактор, вимоги до статей, структура статті, структура тексту наукової статті, вимоги до оформлення, форма подачі рукопису, сайт видання.
У результаті проведеного дослідження встановлено, що у вимогах до авторів електронних наукових видань медичної тематики, які публікуються в Україні, Росії, Білорусі, більше уваги приділяється структурі та оформленню статей на відміну від видань Великобританії, Франції, Німеччини. Натомість у західноєвропейських журналах значна увага приділяється правовим основам, фінансуванню, уникненню конфлікту інтересів та дотриманню етичних правил. Доступ до журналів Великобританії, Франції, Німеччини за передплатою, хоча автори можуть сплатити безкоштовний доступ для читачів.
Ключові слова: електронні наукові журнали медичної тематики; соціально¬комунікаційний підхід; сайт видання; мова видання; режим доступу; імпакт-фактор; вимоги до статей; структура статті; вимоги до оформлення; форма подачі рукопису.
Людмила Пономаренко
ЭЛЕКТРОННЫЕ НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕМАТИКИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Рассмотрены электронные научные издания медицинской тематики; внимание акцентируется на их преимуществах: оперативности, доступности, возможности быст¬рого поиска. Характерными признаками электронных изданий являются гипертекстовость, динамичность, доступность широкому кругу читателей во всем мире, наличие в электронных базах данных и системах индексации, что повышает посеща¬емость и количество просмотров статей; возможность быстрого обновления сайта, оперативного поиска, выпуска статей по мере поступления, удобное редактирование даже после публикации. Определено, что с социально-коммуникационной точки зрения актуальным является вопрос обеспечения потребностей научного сообщества с помощью электронных научных изданий, в том числе и медицинской тематики.
Выявлены общие и отличительные черты следующих электронных научных журналов медицинской тематики: “Запорожский медицинский журнал” (Украина), “Саратовский научно-медицинский журнал” (Россия), “Новости хирургии” (Беларусь), “Братиславский медицинский журнал” (Словакия), “Журнал общественного здраво¬охранения “(Journal of Public Health – Великобритания),” Европейская гериатрия “(European geriatric medicine – Франция), “Терапевт” (Der Internist – Германия), “Пласти¬ческая хирургия Иберо-Латиноамериканской” (Cirugиa Plаstica Iberolatino¬americana – Испания).
Перечисленные издания проанализированы по следующим критериям: язык издания, периодичность, доступ, объем статьи, рецензирование, редактирование, импакт-фактор, требования к статьям, структура статьи, структура текста научной статьи, требования к оформлению, форма подачи рукописи, сайт издания.
В результате проведенного исследования установлено, что в требованиях к авторам электронных научных изданий медицинской тематики, публикуемых в Украине, России, Беларуси, больше внимания уделяется структуре и оформлению статей в отличие от изданий Великобритании, Франции, Германии. В то же время в западноевропейских журналах значительное внимание уделяется правовым основам, финансированию, предупреждению конфликта интересов и соблюдению этических правил. Доступ к журналам Великобритании, Франции, Германии по подписке, хотя авторы могут оплатить бесплатный доступ для читателей .
Ключевые слова: электронные научные журналы медицинской тематики; социально-коммуникационный подход; сайт издания; язык издания; режим доступа; импакт-фактор; требования к статьям; структура статьи; требования к оформлению; форма подачи рукописи.
Liudmyla Ponomarenko
ELECTRONIC ACADEMIC PERIODICALS ON MEDICAL TOPICS: SOCIAL AND COMMUNICATIVE APPROACH
The article is devoted to academic periodicals on medical topics; the article emphasized on advantages of the electronic journals such as efficiency, accessibility, and quick search capabilities. The peculiar features of electronic periodicals are hypertext format; dynamic character; general availability for a wide range of readers worldwide; electronic database and indexation systems profiles that increases website traffic as well as viewing figures of the articles. The electronic form tolerates the possibility of fast updates to the site; quick search options; release of articles after submission on an on-going basis, as well as the possibility of editing the articles even after publication. In the context of social and communicative approach, the article determines relevance of satisfying information needs of academic community by means of electronic academic periodicals, including ones on medical topics.
The listed periodicals are analyzed according to the following criteria: language of the periodical, publication frequency, access mode, article size, peer reviewing, editing, impact-factor, requirements to articles, structure of articles, text structure of scientific article, general requirements, form of manuscript submission, and website of the periodical.
As a result of the research determined that requirements for authors of scientific editions electronic medical topics, which are published in Ukraine, Russia, Belarus, attention is paid to the structure and design of articles as opposed to the publications Britain, France and Germany.
Based on the results of the research conducted, the author determines that there is more attention paid to structure and layout of the articles in general requirements for the specialists who want to publish their papers in journals on medical topics that are published in Ukraine, Russia and Belorussia, comparing to the journals that are published in Germany, Great Britain, and France. On the contrary, editorial boards in Western European journals give more attention to legal, financing, interest conflict prevention issues as well as adherence to the ethical rules. There is subscription basis for the access to the British, French and German journals, although the authors may pay for complimentary access for their readers. In addition, it is easier to send articles to the British, French and German journals, as the authors have to send one copy of the paper by email or to use special submission service.
Key words: electronic academic periodicals on medical topics; social and communicative approach; website of the periodical; language of the periodical; access mode; impact factor; require-ments to articles; structure of an article; general requirements; form of manuscript submission.

Література – 14.

УДК 007: 316.77:655 (477)
Ольга Рак
кандидат наук із соціальних комунікацій, доцент,
доцент кафедри журналістики та засобів масової комунікації
Національного університету “Львівська політехніка”
olarak@i.ua
МЕНЕДЖМЕНТ ІНФОРМАЦІЙНО-КОМУНІКАЦІЙНОЇ СФЕРИ
В КОНТЕКСТІ СТАНОВЛЕННЯ УКРАЇНСЬКОГО СУСПІЛЬСТВА
© Ольга Рак, 2017
Досліджено роль менеджменту інформаційно-комунікаційної сфери українського суспільства в контексті становлення та розвитку політичної, економічної, соціальної, науково-технологічної та інформаційно-комунікаційної сфер суспільного життя України. Розглядаються теоретико-концептуальні та практичні підходи до управління розвитком інформаційно-комунікаційної сфери українського суспільства.
Автором з’ясовано та проаналізовано теоретичні та практичні проблеми менедж¬менту комунікаційної та видавничої сфери новітньої України в умовах глобалізації та регіоналізації соціальних комунікацій у контексті перспектив формування повноцінного національного інформаційного простору.
Ключові слова: менеджмент; інформаційно-комунікаційна сфера; теоретико-методологічні аспекти засобів масової комунікації; комунікаційний вплив на свідомість.
Ольга Рак
МЕНЕДЖМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СФЕР В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА
Исследована роль менеджмента информационно-коммуникационной сферы укра¬инского общества в контексте становления и развития политической, экономичес¬кой, социальной, научно-технологической и информационно-коммуникационной сфер общественной жизни Украины. Рассматриваются теоретико-концептуальные и прак¬тические подходы к управлению развитием информационно-коммуникационной сферы украинского общества.
Автором установлены и проанализированы теоретические и практические проблемы менеджмента коммуникационной и издательской сферы новейшей Украины в условиях глобализации и регионализации социальных коммуникаций в контексте перс¬пектив формирования полноценного национального информационного пространства.
Ключевые слова: менеджмент; информационно-коммуникационная сфера; теоретико-методологические аспекты средств массовой коммуникации, коммуникационный влияние на сознание.
Olha Rak
MANAGEMENT INFORMATION AND COMMUNICATION AREAS
IN THE FORMATION OF UKRAINIAN SOCIETY
Article plays the role of information and communications management sphere Ukrainian society in the context of the formation and development of political, economic, social, scientific, technological and information-communication spheres of public life in Ukraine. Theoretical and conceptual and practical approaches to managing the development of information and communication spheres of society.
The author found and analyzed the theoretical and practical problems of management communication and publishing spheres of modern Ukraine in the context of globalization and regionalization of social communications in the context of the prospects for the development of adequate national information space.
The study examined the author of the problems and prospects of implementation of the national management publishing, carried out in the context of globalization and regionalization of the information sphere Ukrainian society.
The article describes the problem management publishing industry in modern Ukrainian conditions, namely stop on such important issues as the formation and establishment of information and communications spheres of society and its publishing segment; the impact of the media on the development of information and communication culture of Ukrainian society with specific political culture; the impact of ideological principles and mentality of Ukrainian society, which, to some extent, determine the development of socio-political structures and public awareness of social communications.
Article systematized and structured conceptual and conceptual approaches, typology and technology impact of mass communications on the consciousness and culture of modern Ukrainian society, which are characterized by recognition of the importance of mass communication influences on the development of a national model of civil society based on democracy and the protection of national systems of social communications.
Key words: management, information and communication field, theoretical and methodological aspects of the media, communication effect on consciousness.

Література – 16.

УДК 070: 316.472.4]: [323.266 : 004.738.5] (477 : 470)
Наталія Семен
асистент кафедри журналістики та засобів масової комунікації
Національного університету “Львівська політехніка”,
eliashevska1990@ukr.net
СОЦІАЛЬНІ МЕРЕЖІ ЯК ОДИН З НАЙЕФЕКТИВНІШИХ ЗАСОБІВ ПРОТИДІЇ ІНФОРМАЦІЙНІЙ АГРЕСІЇ В УКРАЇНСЬКОМУ ІНТЕРНЕТ-ПРОСТОРІ
© Семен Наталія, 2017
Проаналізовано специфіку роботи російських спільнот “Новости RT на русском” та “Россия 24: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ” під час подачі контенту про події в Україні та у зоні АТО у соціальній мережі ВКонтакте. На противагу російським “паблікам”, досліджено специфіку подачі “постів” про події в зоні АТО українськими групами “УКРАЇНА LIVE – НОВИНИ ▪ АТО”, “Український простір”, “УКРОП | НОВИНИ УКРАЇНИ | АТО”. На основі ключових методів пропаганди, виокремлених досвідченими науковцями України та світу, автор аналізує їх застосування у контенті цих груп.
Ключові слова: соціальні мережі; Інтернет-спільнота; група; паблік; інформаційна безпека; пропаганда.
Наталия Семен
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ОДНО ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ АГРЕССИИ
В УКРАИНСКОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
Проанализирована специфика работы российских сообществ “Новости RT на русском” и “Россия 24: Федеральный НОВОСТИ” при подаче контента о событиях в Украине и в зоне АТО в социальной сети ВКонтакте. В противовес российским “Паблик” исследована специфика подачи “постов” о событиях в зоне АТО украинский группами “УКРАИНА LIVE – НОВОСТИ ▪ АТО”, “Украинское пространство”, “УКРОП | НОВОСТИ УКРАИНЫ | АТО ”. На основе ключевых методов пропаганды, выделен¬ных опытными учеными Украины и мира, автор анализирует их применение в контенте этих групп.
Ключевые слова: социальные сети; интернет-сообщество; группа; паблик; инфор¬мационная безопасность; пропаганда.
Natalia Semen
SOCIAL NETWORKS AS ONE OF THE MOST EFFECTIVE MEANS
OF COUNTERACTION INFORMATION AGGRESSION
IN THE UKRAINIAN INTERNET SPACE
The article indicated by the specifics of the Russian social network VKontakte with the informational aggression by the Russian Federation in relation to Ukraine. Analyzed the activity of famous Ukrainian communities in the social networks that are struggling with information attack Russia. The analysis of patterns and trends of work VKontakte when submitting news about events in Ukraine, which cause resonance with the Russian side. Main objective is to analyze the efficiency of the Ukrainian community in the social network VKontakte when covering events in the ATO area and compare them with the work of Russian communities in the social network. To achieve the objectives of the study, we used the following methods: 1) a systematic approach – is to consider the interrelated elements of the system are developed in sequence and form a coherent whole; 2) Systems Analysis – for quantitative and qualitative analysis of information aggression problems in Ukraine; 3) information method – for systematization of information and scientific analysis, presentation and synthesis of new indicators. The problem of our study lies in the fact that today not all media workers realized the impact and power of social networks. Therefore, not every edition actively lead the community in social networks. It is therefore necessary to conduct master classes, training to combat aggression information through social networks.
Key words: social networking; Internet community; public; information security; propaganda.

Література – 8.

УДК 070: 821.161.2.09-94
Юлія Соловйова
кандидат наук із соціальних комунікацій,
доцент кафедри журналістики та видавничої справи
Луганського національного університету імені Тараса Шевченка(м. Старобільськ),
julliana82@mail.ru
СПЕЦИФІКА ЖАНРОВИХ ФОРМ ПУБЛІЦИСТИЧНИХ ТЕКСТІВ ПИСЬМЕННИКІВ: ДЕРЖАВОТВОРЧИЙ АСПЕКТ
© Юлія Соловйова, 2017
Розглянуто систему жанрів письменницької публіцистики О. Гончара, І. Драча, П. Мовчана, Б. Олійника, Д. Павличка й В. Яворівського кін. ХХ – поч. ХХI ст. і виокремлено її домінантні різновиди. Проаналізовано засоби комунікативного впливу на реципієнтів кожної жанрової форми. На прикладі публікації Б. Олійника окреслено сугестивний потенціал жанру статті в публіцистиці письменників. Також нами наголошено на особливій ролі майстрів слова в утвердженні державотворчих цінностей української народу. Доведено, що українська публіцистика на зламі епох, на шляху творення незалежної України представила новий рівень майстерності, власної значущості й впливовості, жанрово-композиційної довершеності тексту, емоційного його наповнення й суспільного спрямування в утвердженні національних запитів народу.
Ключові слова: жанр; письменницька публіцистика; комунікативний вплив; держа¬вотворення.
Юлия Соловьева
СПЕЦИФИКА ЖАНРОВЫХ ФОРМ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПИСАТЕЛЕЙ: ГОСУДАРСТВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Рассмотрена система жанров писательской публицистики О. Гончара, И. Драча, П. Мовчана, Б. Олийника, Д. Павлычко и В. Яворивского кон. ХХ – нач. ХХI ст. и выделены их доминантные разновидности. Проанализированы способы коммуника¬тивного влияния на реципиентов каждой жанровой формы. На примере публикации
Б. Олийника очерчен суггестивный потенциал жанра статьи в публицистике писателей. Также нами отмечена особенная роль мастеров слова в утверждении государственных ценностей украинского народа. Доказано, что украинская публицистика на рубеже эпох, на пути создания независимой Украины представила новый уровень мастерства, собственной значимости и влиятельности, жанрово-композиционной завершенности текста, его эмоционального наполнения и общественного направления в утверждении национальных запросов народа.
Ключевые слова: жанр; писательская публицистика; коммуникативное влияние, государственное строительство.
Yuliya Soloviova
SPECIFICITY OF GENRE FORMS OF WRITERS’ JOURNALISTIC TEXTS: STATE-FORMING ASPECT
In the article the author studies the system of genres in writer’s social and political journalism of O. Honchar, I. Drach, P. Movchan, B. Oliynyk, D. Pavlychko and V. Yavorivsky published at the end of 20th – in the beginning of 21st century and defines its dominant types. The means of communicative influence on recipients of different genre forms were analyzed. On the example of B. Oliynyk’s publications suggestive potential of article genre in writers’ social and political journalism was defined. Also it was emphasized on the main role of word masters in strengthening of state-forming values of the Ukrainian nation. It was proved that the Ukrainian social and political journalism at times of century break, on the way to the foundation of independent Ukraine represented new level of mastery, its own meaningfulness and consequence, genre and composition perfection of a text, its emotional fullness and social orientation in strengthening national requirement of the nation.
Key words: genre; writers’ journalistic works; communicative influence; state creation.

Література – 7.

УДК 070:654.197 (477.61)
Євген Соломін
кандидат наук із соціальних комунікацій,
старший викладач
Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Старобільськ),
evgenlnu@gmail.com
ТЕЛЕПРОСТІР ЛУГАНЩИНИ:
ПОСТУП, ПЕРЕРВАНИЙ ВІЙНОЮ
© Соломін Євген, 2017
Проаналізовано особливості становлення та функціонування телевізійного простору Луганщини з дня заснування у кінці 50-х рр. ХХ ст. і до сьогодні. Виділено п’ять етапів розвитку Луганського регіонального телебачення, зумовлені соціально-політичними трансформаціями суспільства та медіа: від становлення регіональних ТРК і до їх зникнення в 2014 р. через бойові дії на сході України та відродження у новому форматі.
Ключові слова: регіональне телебачення; телевізійний простір; регіональне та місцеве мовлення; Антитерористична операція; телекомпанії ЛОТ, ЛКТ, ІРТА.
Евгений Соломин
ТЕЛЕПРОСТРАНСТВО ЛУГАНЩИНЫ:
РАЗВИТИЕ ПРЕРВАННОЕ ВОЙНОЙ
Проанализированы особенности становления и функционирования телевизион¬ного пространства Луганщины со дня основания в конце 50-х гг. ХХ в. и по сей день. Выделено пять этапов развития Луганского регионального телевидения, обусловленные социально-политическими трансформациями общества и медиа: от становления региональных ТРК и до их исчезновения в 2014 г. в связи с началом боевых действий на Востоке Украины и возрождения в новом формате.
Ключевые слова: региональное телевидение; телевизионное пространство; региональ¬ное и местное вещание; Антитеррористическая операция; телекомпании ЛОТ, ЛКТ, ИРТА.
Yevhen Solomin
THE TV-AREA OF LUHANSK REGION:
THE DEVELOPMEHT, THAT WAS INTERRUPTED BY WAR
The article is devoted to analysis of peculiarities of function the TV-area of Luhansk region, when it was founded in the end of 1950s and till now. There are 5 emphasized phases of Luhansk regional TV, which are conditioned on social-political transformations of society and media, from the standing regional TRK and to their disappearance in 2014, in connection with starting of fighting actions in the East of Ukraine and revival in a new format.
Key words: regional TV; TV-area; regional and local inform; Antiterroristical operation;
TV-company LOT, LKT, IRTA.

Література – 9.

УДК 070+654.1]:316
Жоржетта Степанов
доктор коммуникационных наук,
Государственный университет Молдовы
garseni@mail.ru
МОДЕЛИ МЕДИА-ДЕЙСТВИЙ
В СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
© Степанов Ж., 2017
Цели социальной журналистики требуют от журналистов разных подходов в освещении социальной реальности. Данный факт способствует развитию разных моделей медиа-действий, вследствие чего в общий информационный поток поступают материалы, способствующие формированию гражданского восприятия реальности, моделированию социальных взглядов и жизненных позиций, развитию общественного диалога. Они, с одной стороны, побуждают граждан принимать активное участие в жизни общества и включаться в социальные процессы, а с другой, осуществляют мониторинг действий ответственных лиц, ориентируя их в нужное обществу русло. Таким образом, конструктивный характер и эффективность социальной журналистики зависят напрямую от выбора и применения определенных моделей медиа-действий по отношению к разным категориям участников освещаемых социальных событий и процессов.
Ключевые слова: социальная сфера, СМИ, социальная журналистика, медиа-действие, социальный индивидуум, правительственный сектор, неправительственный сектор, публичный диалог, социальная реальность.
Жоржетта Степанов
МОДЕЛІ МЕДІА-ДІЙ
У СОЦІАЛЬНІЙ ЖУРНАЛІСТИЦІ
Цілі соціальної журналістики вимагають від журналістів різних підходів у висвітленні соціальної реальності. Цей факт сприяє розвитку різних моделей медіа-дій, внаслідок чого в загальний інформаційний потік надходять матеріали, що сприяють формуванню громадянського сприйняття реальності, моделювання соціальних поглядів і життєвих позицій, розвитку суспільного діалогу. Вони, з одного боку, спонукають гро¬мадян брати активну участь в житті суспільства і включатися в соціальні процеси, а з іншого, здійснюють моніторинг дій відповідальних осіб, орієнтуючи їх у потрібне суспільству русло. Отже, конструктивний характер і ефективність соціальної журналістики залежать безпосередньо від вибору і застосування певних моделей медіа-дій відносно різних категорій учасників висвітлюваних соціальних подій і процесів.
Ключові слова: соціальна сфера, ЗМІ, соціальна журналістика, медіа-дію, соціальний індивідуум, урядовий сектор, неурядовий сектор, публічний діалог, соціальна реальність.
Georgetta Stepanov
THE MODELS OF THE MEDIA ACTION
IN SOCIAL JOURNALISM
The social journalism objectives which are realized in the process of the mediation of social reality improve the variety of models of media actions. Through it, in the informational circuit are putted materials which model a civil perception of the reality, induce to citizens the feeling of an ownership and the participation in social life, suggest the possible solutions for solving the problems, and generate the optimal conditions for free implication of citizens in public dialog etc. Constructive nature of these media actions lies in adjustment journalistic activities to social field’s need and in cumulating of the journalistically actions and those of the other social institutions in view of satisfaction of the social objectives of a major importance for society.
Key-words: social field, mass-media, social journalism, media action, citizen, governmental sector, nongovernmental sector, public dialog, social reality

Література – 7.

УДК 007 : 304 : 659.3
Олена Тараненко
завідувач кафедри журналістики
Донецького національного університету імені Василя Стуса (м. Вінниця),
кандидат філологічних наук, доцент,
olena_tar@ukr.net
ДОЛАННЯ ЕВФЕМІЗАЦІЇ В “МОВІ ВІЙНИ”
УКРАЇНСЬКОГО МЕДІЙНОГО ТА ПОЛІТИЧНОГО ДИСКУРСУ
© Тараненко Олена, 2017
Кризовий стан українського офіційного дискурсу аналізується в аспекті невизначеності номінацій: збройного конфлікту, його сутності та сторін, статусу окупованих територій України.
Загальна ситуація невизнаної війни в її фіксації з боку журналістів розвивається як процес формування евфемізмів та їх подолання: своєрідного викриття “корупції мови” як одного з видів маніпуляції, з одного боку, та виявлення так званих “чужих смислів” у мові війни (за теорією смислової війни Георгія Почепцова), з іншого.
Певним орієнтиром “мови війни” є офіційний політичний дискурс. У статті аналізуються промови Президента України за 2016 р., в яких спостерігаємо поступовий відхід від езопової мови щодо оцінки війни з Росією та появу нових меседжів.
Ключові слова: конфлікт на Сході України, мова війни, евфемізація, війна смислів.
Елена Тараненко
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭВФЕМИЗАЦИИ В “ЯЗЫКЕ ВОЙНЫ” УКРАИНСКОГО МЕДИЙНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Кризисное состояние украинского официального дискурса анализируется в аспекте неопределенности номинаций: вооруженного конфликта, его сущности и сторон, статуса оккупированных территорий Украины.
Общая ситуация непризнанной войны в ее фиксации журналистами развивается как процесс формирования эвфемизмов и их преодоления: своеобразного разоблачения “коррупции языка” как одного из видов манипуляции, с одной стороны, и выявления так называемых “чужих смыслов” в языке войны (по теории смысловой войны Георгия Почепцова), с другой.
Определенным ориентиром “языка войны” является официальный политический дискурс. В статье проанализированы речи Президента Украины за 2016 год, в которых наблюдается постепенный отход от эзопова языка в оценке войны с Россией и появление новых месседжей.
Ключевые слова: конфликт на Востоке Украины, язык войны, эвфемизация, война смыслов.
Olena Taranenko
OVERCOMING EUPHEMIZATION IN “WAR LANGUAGE”
OF UKRAINIAN MEDIA AND POLITICAL DISCOURSES
Ukrainian media discourse and political rhetoric have been in crisis since 2014, the time of Russian aggression in the east of Ukraine, particularly in terms of nominating both the armed conflict itself, the other party and the root of it.
The overall situation regarding the coverage of the unacknowledged war by journalists is developing as a process of creating euphemisms and getting round them afterwards: a certain way of exposing the “language corruption” as a type of manipulation, on the one hand, and revealing the so-called “foreign meanings” in the war language (according to Georgiy Pocheptsov’s theory of war of meanings), on the other hand.
Under these challenging circumstances a certain reference point for media discourse is official political discourse. This paper analyzes the speeches of the President of Ukraine, delivered in 2016, which are characterized by his constant retreat from the Aesopian language when assessing the was with Russia and by emerging new messages.
Key words: conflict in the east of Ukraine, war language, euphemization, war of meanings.

Література – 3.

УДК 070+654.1]-028.45 (477.61) “192I193”
Катерина Ульянова
кандидат наук із соціальних комунікацій,
доцент кафедри журналістики та видавничої справи
Луганського національного університету імені Тараса Шевченка” (м. Старобільськ)
ulianovakm@yandex.ru
СИСТЕМА АНАЛІТИЧНИХ ЖАНРІВ ПРЕСИ ЛУГАНЩИНИ
20–30-х рр. ХХ ст.
Ульянова Катерина, 2017
Здійснено комплексний аналіз аналітичних жанрів на матеріалі партійно-радянської преси Луганщини 20–30-х рр. ХХ ст. Виявлено, що найбільш розповсюдженими серед них були кореспонденції (дописи), статті та їхні різновиди (передова, директивна, пропагандистська або теоретична), промови й огляди. З’ясовано, що аналітична жанрова модель періодичної преси Луганщини досліджуваного періоду зосереджувала основний ідеологічний струмінь, найефективнішу комунікативну зброю, продукуючи маніпулятивну стратегію видання.
Так, кореспонденції не виходять за межі наявної ідеології, виступаючи на захист державної політики комуністів. Звідси фактографічне й ідеологічно-пафосне зображення ситуації, що доволі часто концентрує усталену монофонічну, утопічну, міфологічну природу змісту допису.
Жанр статті мав репресивно-комунікативний характер, коли прерогатива надавалася наказу, повинності, примусу, а переконання й аргументація відходили на задній план. Така тенденція спостерігається у кожному з її різновидів – передовій, директивній, а також пропагандистській (теоретичній) статтях.
Тогочасні промови являли собою опублікований монолог оратора на актуальні теми суспільно-політичного, економічного чи культурного спрямування, друкувалися з метою обґрунтування ініціативної авторської позиції, переконання в її необхідності, достовірності. Майже всі промови були передруками з губернської або центральної преси.
Серед оглядів того часу найрозповсюдженішими були огляди преси, які орієнту¬валися не на оцінку матеріалів газетного органу, а на короткий опис, анонс змісту і його побіжний аналіз.
У висновках зазначено, що всі проаналізовані аналітичні жанри луганської періодики 20–30-х рр. ХХ ст. за допомогою агітаційно-пропагандистської риторики, стандартизованої суспільно-політичної й експресивно-образної лексики формували могутній ідеологічний конденсат.
Ключові слова: аналітичні жанри; Луганщина, партійно-радянська преса; стаття; кореспонденція; огляд; промова.
Катерина Ульянова
СИСТЕМА АНАЛИТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ ПРЕССЫ ЛУГАНЩИНЫ
20–30-х гг. ХХ в.
Осуществлен комплексный анализ аналитических жанров на материале партийно-советской печати Луганщины 20–30-х гг. ХХ в. Выявлено, что наиболее распрост¬раненными среди них были корреспонденции, статьи и их разновидности (передовая, директивная, пропагандистская или теоретическая), доклады и обозрения.
Так, корреспонденции не выходят за границы существующей идеологии, защищая государственную политику коммунистов. Отсюда фактографическое и идео¬логическо-пафосное отображение ситуации, что достаточно часто концентрирует устояв¬шуюся монологическую, утопическую, мифологическую природу содержания произведения.
Жанр статьи имел репрессивно-коммуникативный характер, когда прерога¬тива отдавалась приказу, повинности, принуждению, а переубеждение и аргументация отходили на задний план. Такая тенденция наблюдается в каждой из ее разновиднос-
тей – передовой, директивной, а также пропагандистской (теоретической) статьях.
Доклады того времени представляли собой опубликованный монолог оратора на актуаль¬ные темы социально-политического, экономического или культурного характера, печатались с целью обобщения инициативной авторской позиции, пере¬убеждения в ее необходимости, достоверности. Почти все доклады перепечатывались из губернской или центральной прессы.
Среди обозрений того времени наиболее распространенными были обозрения печати, которые ориентировались не на оценку материалов газетного органа, а на короткое описание, анонс содержания и его поверхностный анализ.
В выводах обозначено, что все проанализированные аналитические жанры лу¬ганской периодики 20–30-х гг. ХХ в. с помощью агитационно-пропагандистской риторики, стандартизированной социально-политической и экспрессивно-образной лексики формировали могущественный идеологический конденсат.
Ключевые слова: аналитические жанры, Луганщина, партийно-советская печать, статья; корреспонденция, обзор, доклад.
Katerina Ulyanova
THE SYSTEM OF PRESS ANALYTICAL GENRES OF LUHANSK REGION OF THE 20th–30th Of The XX Century
In the article a complex analysis of analytical genres based on the material of Party and Soviet press of Luhansk region of the 20th–30th of the XX century was done. It was found out that the most widespread among them were correspondence, articles and their varieties (front page, advanced is based on directivity, propaganda or theoretical), speeches and reviews. It was claimed that analytical genre model of the periodical press of Luhansk region of the researched period focused general ideological stream, the most effective communicative weapon, producing the manipulative strategy of edition.
Thus, the correspondences don’t go beyond the planted ideology making a stand for the state policy of communists. Hence, factographic, ideological and bombastic illustration of the situation that quite often concentrates the established monophonic, utopian, mythological nature of the correspondence content.
The genre of the article combined repressive and communist manner when prerogative was given to order, duty, coercion, while persuasion and argumentation were put on the back burner. Such tendency is seen in each of its varieties – front page, advanced is based on directivity as well as in propaganda (theoretical) articles.
Speeches of that time represented the published monologue of a speaker on actual topics of socio-political, economic or cultural purpose that were published to substantiate the initiative author’s position, persuasion in its necessity and authenticity. Almost all speeches were reprints from gubernia or central press.
Among reviews of that time the most widespread were press reviews which were oriented not to assessment of the materials of newspaper body but to short description, announce of the content and its shallow analysis.
In conclusions the author states that all analyzed analytical genres of Luhansk periodicals of the 20th–30th of the XX century with the help of agitation and propaganda rhetoric, standardized socio-political, expressive and figurative vocabulary formed a powerful ideological condensate.
Key words: analytical genres; Luhansk region; Party and Soviet press; article; correspondence; review; speech.

Література – 5.

УДК 007 : 304 : 001
Олександр Холод
доктор філологічних наук, професор,
заступник директора з наукової роботи ВНЗ “Інститут реклами”,
завідувач кафедри реклами та зв’язків із громадськістю,
академік МАНПО
akholod@ukr.net
СОЦІАЛЬНА КОМУНІКАЦІЯ ЯК ІНТЕРДИСЦИПЛІНАРНА ОБЛАСТЬ: ПОГЛЯДИ ЮЗЕФА ПОДГУРЕЦЬКИ
© Холод Олександр, 2017
Метою дослідження було обрано визначення ролі й місця теоретичних поглядів Юзефа Подгурецьки в загальній теорії соціальних комунікацій.
Запропонувавши аналіз соціальної комунікації, Ю. Подгурецьки так і не довів свого логічного посилання щодо її інтердисциплінарного характеру, а залишився на позиціях психолога, який фрагментарно (несистемно) обговорює ідеї когнітивного дисбалансу, інтраверсії, екстраверсії, емпатії, інгратіації, трансгресії, маккіавелізму тощо.
Ключові слова: соціальна комунікація, інтердисциплінарна область, Юзеф Подгурецьки.
Александр Холод
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ: ВЗГЛЯДИ ЮЗЕФА ПОДГУРЕЦКИ
Целью исследования было выбрано определение роли и места теоретических взглядов Юзефа Подгурецки в общей теории социальных коммуникаций.
Предложив анализ социальной коммуникации, Ю. Подгурецки так и не доказал своей логической ссылки на ее интердисциплинарный характер, а остался на позициях психолога, фрагментарно (несистемно) проанализировав идеи когнитивного дисбаланса, интраверсии, экстраверсии, эмпатии, ингратиации, трансгрессии, маккиавелизма.
Ключевые слова: социальная коммуникация, интердисциплинарная область, Юзеф Подгурецки.
Alexander Kholod
SOCIAL COMMUNICATION AS THE INTERDISCIPLINARY AREA: VIEWS OF JUZEPH PODGURETSKY
The aim of the study was to determine the role and place of the theoretical views of Jozef Podgurecki in the general theory of social communications.
Suggesting an analysis of social communication, J. Podguretsky never proved his logical reference to her interdisciplinary nature, but remained on the position of a psychologist, analyzing the ideas of cognitive imbalances, introversion, extraversion, empathy, ingratiation, transgression, and Machiavellianism.
Key words: social communication, interdisciplinary area, Jozef Podgurecki.

Література – 27.

Syndicate content